Сказки, являясь
художественно – литературными произведениями, одновременно были и областью
теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики,
более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся
педагогические идеи.
Передовые педагоги всегда
были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных
сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической
работе.
Великий русский педагог
К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою
педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что
простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же
свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое исполненное поэзии дитя – народ рассказывает
детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Сказки являются важным
воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным
народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали
педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг
для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно
входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Велика образовательная
роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит
в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя
согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности
неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
Сказки в зависимости от
темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.
Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос:
«А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на
этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный
материал непосредственно. Следует
отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на
отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Не имея возможности
обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее
характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета,
образность и забавность и, наконец, дидактизм.
Материалом для народных
сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и
окружающая природа. В верованиях народа была немало суеверного и темного.
В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность,
верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.
Положительным сказочным
героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама
природа. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том,
чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки
внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило,
во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются
преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость –
результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно
нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических
средств.
Увлекательность сюжета,
образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим
средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы,
говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к
простоте. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их
восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно
весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые
сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и
т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным
художественным средствам, (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к
дворцу царя и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как
физическая сила, мужество, смелость и т.п.
Образность дополняется
забавностью сказок. Народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были
интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые
образы, но и тонкий веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное
назначение которых – позабавить слушателя. Дидактизм является одной из
важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда
поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их
дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:
Сказка ложь, да в ней
намек!
Добрым молодцам урок.
Намеки в сказках
применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма
сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и
поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм
ничуть не снижает художественности сказок.
В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными
педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует
отметить стремление народа к знаниям. В сказках можем увидеть добро и зло, хорошо и плохо, можно и
нельзя. Сказки помогут показать :
как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»).
Сказка не
дает прямых наставлений детям типа «Слушайся
родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен
урок, который они постепенно воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша
и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в
беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной
ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье
зверей» учат дошколят дружить. Наказ слушаться маму и папу, старших
звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,
хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и
тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие
в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз
Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и
медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком
поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказка занимает особое место в жизни
ребёнка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная,
авторская) обучает и воспитывает, т.е. несет в себе большой
образовательный и воспитательный потенциал. Особое
внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные
образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и
творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими
функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем
самым влиянием на становление личности в целом. Сказки влияют также и на
биогенетические программы человека: сказки создают психологическое поле
для копирование базовых ценностей людей, принадлежащих к одному
этносу, к одной культуре, а также моделей поведения через положительных героев.
Сказки формируют системное мировосприятие ребёнка через наглядные образы,
которые устанавливают определенные правила, нормы общения и
взаимодействия, формируют систему ценностей и социальных ролей. Сказка
представляет собой своего рода руководство к действию в разных жизненных
ситуациях. Учитель создает проблемные ситуации и предлагает систему
вопросов и заданий по фактам, изложенным в сказках, подводящим детей к
«открытию» нового знания. Все народные сказки несут в себе
художественные, дидактические и психолого-коррекционные аспекты. Художественные
сказки, вызывают у детей эмоционально-чувственное
сопереживание. Сказка-это рассказ о соотношении добра и зла, цели и смысла
жизни. Сказки учат различению между своим и чужим, но и одновременно к
взаимодействию, к поиску компромисса («Жил-был пёс»).Через сказки формируется
наглядно-образное мышление. Через образы сказок ребёнку задаются ситуации
выбора между добром и злом, что есть хорошо, что плохо. В
сказке ребёнок ощущает себя субъектом, ставя себя на место героя. Таким
образом, формируется потребность в самоутверждении. Он ощущает свою индивидуальность,
тем самым реализует себя.
Дидактические аспекты сказок
1.Воспитатель организовывает чтение сказок, их обсуждение и
реализацию различного рода в игровых, театральных
постановках.
2.Сказки используются в преподавании
гуманитарных предметов в целях выделения нравственных этических
принципов сотрудничества , взаимопомощи отношения к старшим и младшим,
к девочкам и мальчикам.
3.Дидактические
аспекты народных сказок могут быть использованы педагогами для передачи
абстрактно-логических знаний (по математике, окружающему миру, развитие речи и
связывающим их понятиям и категориям).
Западные былины и
сказки отличаются агрессивностью (завоевательные подвиги , «12 подвигов
Геракла») Русские былины и сказки миролюбивые, герои защищают и вспахивают
землю («Илья Муромец»).
Сказка
является эффективным, развивающим, коррекционным и психотерапевтическим
средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка
близка и интересна ребёнку дошкольного возраста. Через восприятие сказочных
произведений формируется психологическая защищенность ребёнка, вера в
позитивное разрешение проблем, добро. Всё большую популярность набирает такое
направление как логопедическая сказка. Рассказывая сказку, одновременно
проводится артикуляционная гимнастика.
Особое место в дошкольном обучении занимает театрализованное представление по
мотивам сказки. Дети учатся познавать «прекрасное» через театр, знакомятся с
различными литературными произведениями, у них расширяется кругозор. Театральное
действие проходит через зрительное и слуховое восприятие. Ребята, как
правило, чутко воспринимают все действия, происходящие на сцене, сопереживают
сказочным персонажам. В этом им помогает и художественное слово и музыка,
выразительное исполнение ролей, соответствующие декорации, костюмы. Когда
ребёнок играет в спектакле, у него развивается речь, вырабатывается умение
двигаться на сцене: передавать движением, мимикой, голосом то или иное
настроение, развивается музыкальность. На примере героев он учится видеть
добро, дружбу, радость, печаль. Задачи
воспитателя, родителя с помощью сказок сформировать установки ребёнка по
правилам гигиены («Мойдодыр», «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка»), питания («Винни пух») и общения с животными
(«Крошечка Хаврошечка» Про то, как добрая корова помогла сироте избавиться
от властной и зловещей опеки трех сестер.) и другое. Для лучшего понимания
сказки, после прочтения следует обсудить её с ребёнком, как он её понял,
понравилась ли она ему, объяснить то, что ему непонятно.
Дети любят слушать сказки и сочинять свои. Сказочная форма
позволяет ввести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы
проходит путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не
оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в
сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка и
развивает способность к сопереживанию. Работа со сказкой имеет различные формы:
чтение сказок, их пересказ, комментируя важные в воспитательном отношении идеи,
обсуждение поведения сказочных героев и причины их успехов или неудач,
проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков детей по мотивам сказок и
др. Особенно хочется выделить такую форму работы, как театрализованное
исполнение сказок, их инсценировка. Привлекая детей к участию в игровой
деятельности, имитируем взаимоотношения между сказочными героями, что помогает
им войти в мир человеческого общения. В инсценировку сказки можно добавить
песни. Детям предлагается выбрать из разученных ранее песен те, которые могут
петь герои сказок. Можно вставить в сказку известные ребятам загадки, пословицы
и поговорки, скороговорки. Органически вплетаясь в сказки, они приобретают для
ребёнка житейский смысл. Образность языка сказки развивает речь, интересный
сюжет сказок активирует воображение и вызывает эмоции. Всё это позволяет
вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение
информации.
Таким образом, сказка в
воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским
народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного,
гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности.
Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память
и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями
нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение
всей их последующей жизни. Сказки являются важнейшим способом воспитания и
обучения, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и
народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность
сказок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий