четверг, 14 марта 2024 г.

Доклад "Дидактические аспекты народных сказок,как важнейший способ воспитания и обучения детей в ДОУ"

 

Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое  исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал  непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях  народа была немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно  весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя. Дидактизм является одной из важнейших особенностей  сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок.

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках можем увидеть  добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Сказки помогут  показать : как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»).

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дошколят дружить. Наказ слушаться маму и папу, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказка занимает особое место  в жизни ребёнка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т.е. несет в себе  большой образовательный и воспитательный потенциал. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.  Сказки влияют также  и на биогенетические программы человека: сказки создают психологическое поле для копирование базовых ценностей  людей, принадлежащих к одному этносу, к одной культуре, а также моделей поведения через положительных героев. Сказки формируют системное мировосприятие ребёнка через наглядные образы, которые  устанавливают определенные правила, нормы общения и взаимодействия, формируют систему ценностей и социальных ролей. Сказка представляет собой  своего рода руководство к действию в разных жизненных ситуациях. Учитель создает проблемные ситуации и предлагает систему вопросов  и заданий по фактам, изложенным в сказках, подводящим детей к «открытию» нового знания. Все народные сказки несут в себе  художественные, дидактические и психолого-коррекционные аспекты. Художественные сказки, вызывают у детей эмоционально-чувственное сопереживание. Сказка-это рассказ о соотношении добра и зла, цели и смысла жизни. Сказки учат различению между своим и чужим, но и одновременно к взаимодействию, к поиску компромисса («Жил-был пёс»).Через сказки формируется наглядно-образное мышление. Через образы сказок ребёнку задаются ситуации выбора  между добром и злом, что есть хорошо, что плохо.  В сказке ребёнок ощущает себя субъектом, ставя себя на место героя. Таким образом, формируется потребность в самоутверждении. Он ощущает свою индивидуальность, тем самым реализует себя.

Дидактические аспекты  сказок

1.Воспитатель организовывает чтение сказок, их обсуждение и реализацию  различного рода  в  игровых, театральных постановках.

2.Сказки используются в преподавании гуманитарных предметов  в целях выделения нравственных этических принципов  сотрудничества , взаимопомощи отношения к старшим и младшим, к  девочкам и мальчикам.

3.Дидактические аспекты народных сказок могут быть использованы педагогами для передачи абстрактно-логических знаний (по математике, окружающему миру, развитие речи и связывающим их понятиям и категориям).

       Западные былины и сказки отличаются агрессивностью (завоевательные подвиги , «12 подвигов Геракла») Русские былины и сказки миролюбивые, герои защищают и вспахивают землю («Илья Муромец»).

Сказка является эффективным, развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребёнку дошкольного возраста. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребёнка, вера в позитивное разрешение проблем, добро. Всё большую популярность набирает такое направление как логопедическая сказка. Рассказывая сказку,  одновременно проводится артикуляционная гимнастика.

         Особое место в дошкольном обучении занимает театрализованное представление по мотивам сказки. Дети учатся познавать «прекрасное» через театр, знакомятся с различными литературными произведениями, у них расширяется кругозор. Театральное действие  проходит через зрительное и слуховое восприятие. Ребята, как правило, чутко воспринимают все действия, происходящие на сцене, сопереживают сказочным персонажам. В этом им помогает  и художественное слово и музыка, выразительное исполнение  ролей, соответствующие декорации, костюмы. Когда ребёнок играет в спектакле, у него развивается речь, вырабатывается умение двигаться на сцене: передавать движением, мимикой, голосом то или иное настроение, развивается музыкальность. На примере  героев он учится видеть добро, дружбу, радость, печаль. Задачи  воспитателя, родителя с помощью сказок сформировать установки ребёнка по правилам гигиены («Мойдодыр»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), питания («Винни пух»)  и общения с животными («Крошечка Хаврошечка» Про то, как добрая корова помогла сироте избавиться от властной и зловещей опеки трех сестер.) и другое. Для лучшего понимания сказки, после прочтения следует обсудить её с ребёнком, как он её понял, понравилась ли она ему, объяснить то, что ему непонятно.

         Дети любят слушать сказки и сочинять свои. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы проходит путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка и развивает способность к сопереживанию. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, комментируя важные в воспитательном отношении идеи, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успехов или неудач, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков детей по мотивам сказок и др. Особенно хочется выделить такую форму работы, как театрализованное исполнение сказок, их инсценировка. Привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитируем взаимоотношения между сказочными героями, что помогает им войти в мир человеческого общения. В инсценировку сказки можно добавить песни. Детям предлагается выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказок. Можно вставить в сказку известные ребятам загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Органически вплетаясь в сказки, они приобретают для ребёнка житейский смысл. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активирует воображение и вызывает эмоции. Всё это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации. 

      Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни. Сказки являются важнейшим способом воспитания и обучения, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий