Добрый день уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает
у Вас слово “работа”?
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как
профессиональное “выгорание”. В отечественной литературе это понятие
появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и
активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание –
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе или дома.
Сегодня я хочу с вами поговорить о нашем с вами
здоровье. Большая часть рабочего дня воспитателя протекает в
эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности,
постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за
детей. Появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного
рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога -
это «работа сердца и нервов». Исследованиями выяснено, что представители данных
профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и
опустошения – синдрому эмоционального выгорания.
Под здоровьем обычно воспринимается физическое здоровье, то
есть слаженная работа всех органов тела, позволяющая вам жить и полноценно
заниматься какой-то деятельностью. Но ответ на вопрос «как стать здоровым» на
самом деле лежит намного глубже, потому что наше душевное и духовное здоровье
не менее важно, чем здоровье физическое. Большое влияние на наше здоровье влияет стрессы. Что такое стрес?
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение,
негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм
человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс
в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход
из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны,
если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и
способность решать проблемы
Этой проблеме посвящено огромное количество
научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно
сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.
Надо отметить, что сильные стрессы влияют
на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний
(сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь
сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную
установку.
Очень важно самому и своевременно
справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор
— лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы
делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он
может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.
Другими словами, стрессор один, а реакция
на него абсолютно разная.
Можно разделить стрессоры на три
категории.
Первая – это стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены,
налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы
можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или плохой
погоды, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации
адреналина в кровь, мы ничего не добьемся. Гораздо эффективнее в это время
применить техники мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные
упражнения.
Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши
собственные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты,
неспособность управлять своим временем, а также различные трудности во
взаимодействии с людьми.
Третья категория – события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно
отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых
событий, которые мы не можем изменить.
- Я рекомендую вам прочесть рассказ А. П.
Чехова «Смерть чиновника». Герой рассказа в театре чихнул и обрызгал лысину
генерала. От своих переживаний, по поводу произошедшего, он вскоре умер.
Если Вы не можете изменить ситуацию, измените
отношение к этой ситуации. А сейчас я предлагаю вам несколько упражнений,
способных снижать стрессового состояния.
Упражнение (энергизатор) «Все в ряд!»
Для
того чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей
команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.
Постройтесь по росту
По размеру обуви
По алфавиту отчества
По дате рождения.
мы все разные, но нам весело и интересно
вместе.
Помочь организму сопротивляться болезням,
почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления
может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа
в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник;
Безымянный – улучшает работу печени; Мезенец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по
тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем
растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Упражнение
«Звуковая гимнастика»
Прежде чем приступить к звуковой
гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной
спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично
поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь
организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные
в области живота;
Я – воздействует на работу всего
организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение. :
Всем
известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь.
Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия.
Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении
негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.
Упражнение «Калоши счастья».
У Андерсена есть сказка с таким названием.
В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила
отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши,
становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог
перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и
стать счастливым человеком.
Конечно, на пути к счастью будут
встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.
Педагогам необходимо разбиться на две
команды. Будем соревноваться.
Ваша задача, надев калоши преодолеть все
препятствия:
(кочки) – преодолеваем кочки неприятных,
преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
(дорожка) – это река тревожности,
волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не
повторить);
(барьер) - ваша планка низкая самооценка
(я не смогу, у меня не получится);
Болото (обруч) невежества окружающих.
Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
впереди цель (пьедестал с медалью ) –
победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика,
возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
Возвращаемся гордым победителем – передаем
эстафету;
Бежит следующий участник.
Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от
победы, преодоления таких сложных препятствий?
Каждому человеку нужны ресурсы – это
источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям,
то что помогает сохранить свою жизнестойкость.
Вот так символическим языком мы попытались
сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.
Нам всем вместе это удалось сделать в
такой непринуждённой форме!
Умение снимать свое психологическое и
эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего
ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня
получили от встречи, помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и
самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы
можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.
Здоровье педагога необходимо не только для
его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших
воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Уважаемые коллеги, и призываю вас иметь
свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю
священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все
присутствующие произносят каждую строчку вслух)
“Мантра от усталости”
Я – талантливый, открытый, добрый и
оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Упражнение «Аплодисменты» (2мин)
Хотелось бы закончить нашу встречу на
позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Давайте по аплодируем
себе и друг другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий