В современной системе образования много проблем.
Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее
обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро
стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию
движений и физическому развитию детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья
детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и
духовного состояния. Все мы несем историческую ответственность за здоровье
будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. Здоровье - это
не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности,
творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего
благополучия личности. Поэтому одна из важнейших профессиональных функций
педагога: - обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Забота об
укреплении здоровья (физического и психического) - залог правильного воспитания
в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит
от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается
восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают
обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо
организованного занятия, развлечения и т.д. Педагог должен быть внимателен к
окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую
мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Главными задачами
по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них
представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование
здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в
любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство
ответственности за него- эти задачи должны решаться путем создания целостной
системы по сохранению физического, психического и социального благополучия
ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещѐ и ещѐ раз повторить: забота
о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы. Здоровье
детей связано с
условиями их жизни, зависит
от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии
родителей. Поэтому укрепление
здоровья детей, содействие
их физическому развитию является особенно актуальным. В настоящее время ученые
и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как
важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.
Начиная работать по данной проблеме, мною была
изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. А так же
рассмотрены основные задачи, средства и литература по физическому воспитанию
дошкольников и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических
пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного
возраста.
В течение нескольких лет
физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением моей
работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких результатов за короткий
отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные
возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической
культуре и спорту.
В процессе работы с детьми я
обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты
их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех
стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их
заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации
двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о
физической культуре среди детей и родителей.
Поэтому целью моей работы
является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные
формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня
заболеваемости детей в группах. Для ее осуществления определила следующие
задачи:
1. Формировать
здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать
правильные навыки выполнения основных движений;
2. Развивать у детей
гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и
координацию движений;
3. Поддерживать интерес к
двигательной деятельности;
4. Воспитывать привычку к
здоровому образу жизни;
Для решения задач были
созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено
стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки,
массажные коврики, кольца, кегли, и др.) Спортивная площадка на улице (дорожка
здоровья, яма для прыжков в длину выносная мишень для метания и др.,)
Для развития навыков
движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные
занятия в зале. На занятиях использую различную мотивацию, веселые тренинги:
«Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Неоценимую пользу для здоровья детей
оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из
камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом,
скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно отражаются на
здоровье детей и общем развитии. Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в
пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.
Как инструктор по физической
культуре для достижения положительного результата, в своей работе я
сочетаю разные формы работы с
семьёй, такие как:
1. Открытые
физкультурные занятия для родителей
2. Физкультурные
праздники –
«Папа может все», «Папа, мама, я-спортивная семья», « Моя мама лучше
всех», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также
имеют возможность показать свои навыки. 3. День открытых дверей
4. Беседы —
индивидуальные и групповые
5. Родительское
собрание
6. Анкетирование
В ДОУ оформлен спортивный
уголок «Мы и спорт ». Разработка и оформление стендовой информации –
позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами,
касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима,
закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
Совместная работа
воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и
родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и
детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более
общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности
всех членов семьи.
Одним из путей решения является комплексный подход к
оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на
формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в
свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной
деятельности современного детского сада.
Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего возраста, индивидуально и с подгруппой, во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто использую в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание,развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?».
В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю
работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к
физической культуре и спорту. Каждый цикл завершается совместным досугом, где
полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и
соревнованиях. В общении с детьми я создаю атмосферу доверия,
доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в
двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в
пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой
определенной ситуации. Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать,
прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни.
Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное
взаимодействие. Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с
детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности
к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда
сам ведешь таковой.
Я люблю спорт, свободу и
красоту движений. Мой девиз: “Если не я, то кто? А, если я, то все за мной!”
Таким образом, я стремлюсь,
чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не
сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они
полюбили спорт и движения на всю жизнь. Чтобы дружба с физкультурой осталась
полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной
потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами. Твердо убеждена,
что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре,
именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство
собственного достоинства и свободы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий