«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во
многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования. Приоритетным направленим
деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной
работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В нашем детском саду используются разнообразные формы и виды
деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,
укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая
технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система
воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и
родителей. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить
дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания,
умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии
применяются в различных видах деятельности.
Начиная работать по данной проблеме,
мною была изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. В
течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является
основным направлением моей работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких
результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их
собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни,
привить любовь к физической культуре и спорту. Я уделяю особое внимание
обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя
на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды
здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Использую следующие технологии сохранения и
стимулирования здоровья:
Дыхательная гимнастика
Су- Джок
терапия
Точечный массаж
и самомассаж
Гимнастика
для глаз
Релаксация
Музыкотерапия
Каждая из рассмотренных
технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.
С одной из здоровьесберегающих
технологий которую я применяю в
своей работе и хочу вас с ней познакомить это кинезиология. . Основателями кинезиологии
являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны
Слово «кинезиология» происходит
от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е.
наука о движениях.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и
физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Развитие головного мозга
ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Совершенствование
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития
движений пальцев и тела. Работа, направленная на развитие ребенка, должна
строиться от развития движений к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать
межполушарное взаимодействие.
Современные
кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры
головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности
человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Использование кинезиологических методов
для развития умственных способностей дошкольников.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать
различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию общих
способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Данная методика
позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности
деятельности его мозга.
С детьми раннего возраста я использую пальчиковые
игры от простого к сложному. Детям раннего возраста доступны многие
кинезиологические упражнения, такие, как «Пальчик, зайчик, кулачок»,
«Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси», «Заяц, коза», «Оладушки, фонарики»,
(однонаправленные), к 3 годам дети могут выполнять упражнение «Очки,
бинокль, колечки», разнонаправленные движения(оладушки, фонарики). Многие
кинезиологические упражнения встречаются в потешках, пальчиковых играх,
песенках-инсценировках: «Гуси-гуси», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка
серенький сидит» и др. Упражнения выполняем правой и левой рукой попеременно.
Пальчиковые игры я
сочетаю с игровым массажем. При проведении массажа дети выполняют
разнообразные движения пальцами и руками, что способствует развитию крупной и
мелкой моторики. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается
кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение
замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. С детьми раннего возраста я
использую резиновые ежики для массажа,
постепенно сменив на су-джок массажеры.
После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с четырех-пяти
лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений. Ребенок
выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти,
постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность заданий.
Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками
вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами
(«заяц-коза-вилка»), произносимыми вслух или про себя. Осуществление речевого
контроля помогает гиперактивным детям сконцентрировать внимание на
упражнении.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит
компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что
способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе. По мере
усвоения материала рекомендуется усложнять задания: увеличивать
скорость выполнения упражнений, выполнять с закрытыми глазами. Упражнения
на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения.
кинезиологические
упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Я
рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этих несколько
минут мы проведем вместе. Пусть вам он
принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг
друга! Сегодня мы отправимся в волшебную «Страну здоровья» А полетим туда мы на
воздушном шаре.
Давайте встанем по кругу это воздушный
шар, который летит над землей. Я предлагаю вам взять карточки на которых
написано 9 ценностей важные для нас всех. (например, деньги, здоровье, семья,
работа, любовь квартира, машина, дача, отдых и др.). Вокруг Вас ярко светит
солнце, голубое небо.
Но наш воздушный шар не готов к полёту,
необходимо его заполнить воздухом. Поможете? Давайте проверим, как мы
правильно или неправильно вдыхаем и выдыхаем воздух. Дыхательная гимнастика
укрепит наш иммунитет
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и
грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть выбросите 3карточки с ценностями которые не так
важны. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт ещё 3
слова Что осталось у вас в руках? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся
жизненные ценности). Что у вас осталось из ценностей (правильно самое главное
для человека здоровье)
И сейчас чтобы улучшить наше здоровье
2. «Пальчиковая гимнастика»
Они хорошо развивают произвольное
внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые
проблемы. Проводится в любой удобный отрезок времени.
«Медведь». Медленно засовывайте
платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек
из кулака, затем повторить сначала.
1.Колечки. Дети
6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки.
Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор,
пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп
счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Самый сложный вариант
игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен дошкольникам
старшего возраста.
Левая рука смыкает
указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.
В такт счету левая и
правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает
большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая
соответственно с безымянным, средним и указательным.
Затем следуют движения в противоположном направлении.
2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости,
ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь
на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти
в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой
рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или
при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе
командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в
сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно
смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь
высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно
обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность
обоих полушарий синхронизируется,
заметно увеличится эффективность работы всего мозг
5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,
поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я поделилась
с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и
приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Я могу с уверенностью сказать,
что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во
всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается
качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для
меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я
предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе
руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь
представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий
и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не
вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла
своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас
за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда
здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за
внимание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий