Одним из направлений в нравственном развитии
ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом
формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является
воспитание его в коллективе и через коллектив.
И начинается этот процесс в детском саду, где
воспитанникам прививают, а затем развивают у них начало коллективизма: умение
совместно и дружно играть и трудиться: проявлять сочувствие друг к другу,
ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть
дисциплинированным.
Уже у младших
дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по
самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки
вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного
отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные
воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и
последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов
поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми
строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную
отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее
основе, чувства- жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Задачи воспитания культуры поведения в программе
рассматриваются как составная часть и сформулированы они в виде вполне
конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков,
культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в
разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного
сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их
постепенном ознакомлении с окружающим миром.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно
определять как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного
поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании
культуры поведения дошкольников можно выделить следующие компоненты: культура деятельности,
культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении
ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у детей культуру деятельности -
значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится,
занимается, играет; привычку доводить начатое до конца, бережно относиться к
игрушкам, вещам, книгам.
Для определения достигнутого в воспитании
культуры трудовой деятельности моно использовать такие показатели, как умение и
желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и
общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий
в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения предусматривает выполнение
ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на
уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только
действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной
обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние
других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно
побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в
определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е.
поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к
окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и
проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как
общительность.
Культура общения обязательно предполагает
культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным оружие борьбы
за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника
достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном
возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно
строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на
«Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без
скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить
ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора,
смотреть в лицо говорящему.
С другой стороны, овладение культурой речи
способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере
предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная
составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в
чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны
понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что
любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную
одежду. Неряшливый человек, не умеющий следит за собой, своей внешностью,
поступками, как правило, небрежен и в работе.
Педагоги и родители должны постоянно помнить,
что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим
навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей.
Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на
уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду.
С дошкольного возраста дети должны усвоить
определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с
закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу
и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение
культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование
этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием,
аппетитом и опрятно.
Уже в дошкольном возрасте у детей должны
постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети
старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться
мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь
одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить
подели для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои
собственные они начинают осмысливать с позиции общепринятых нравственных норм,
а совершив ошибку оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у
детей формируются навыки нравственного поведения. В психологической науке навык
определяется как автоматизированное действие, хотя прогресс освоения как
автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его
осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в
потребность поступать определенны образом (например, ежедневно заниматься
утренней гимнастикой не только в детском саду, но и дома, держать в порядке
свои игрушки, здороваться со взрослыми и в детском саду, и во дворе, и в
квартире и т.д.). Для успешного формирования такой потребности необходимо,
чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их
глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным
и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные
усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных
условий может привести не только к потере детьми уже начавших закрепляться полезных
привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности.
Следует помнить также, что у ребенка очень рано,
уже на первом-втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности,
при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки
(сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при
укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на
пол, требуя желаемого, и др.).
Ребенку свойственна широкая гамма чувств,
неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам –
это может быть любовь и неприязнь, симпатия или антипатия, сочувствие и
равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе – чувство
собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство
неуверенности в своих силах.
Нравственные чувства отражают общественную
мораль (в отличие от эгоистичных чувств, отражающих лишь личные интересы).
Закрепление поведения, превращение их в привычку
и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения
ребенка к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их
организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например, уважение
к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие,
выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив
достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников
отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и
искренностью.
В воспитании культуры поведения первостепенное
значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и
суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к
окружающим, и прежде всего к детям, – важный и действенный пример для подражания.
Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс
воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое
применение педагогом богатого арсенала различных методов. Нужно как можно
раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей.
Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности
поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков
культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики
развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.
Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно
старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной проступок
(грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ
на просьбу убрать на место игрушки и т.п.), стремится вовремя заметить все то
новое, чем овладел его воспитанник.
Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы
сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно
посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст
возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша,
особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенка
обстановке.
Особого внимания воспитателя требует организация
быта, повседневной жизни детей. С одной стороны, многие элементы повторяются
изо дня в день, что составляет благоприятную основу для формирования навыков
культуры поведения, но с другой – в быту ребенок в большей степени предоставлен
себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно
видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребенком, насколько они
стали его потребностью.
Режимные процессы – умывание, одевание, сон,
питание и т.д. – предоставляют благоприятны возможности для воспитания культуры
поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка
чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Важный залог успеха в воспитании культуры
поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском
саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада,
Оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
Атмосфера содержательной деятельности и
рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения.
А она, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.
Направляя эту деятельность, активно участвуя в ней, воспитатель формирует духовный
мир ребенка, его кругозор, положительную направленность чувств, умение
разобраться в том «что такое хорошо и что такое плохо».
В подобной благоприятной атмосфере воспитания у
ребенка навыки культуры, поведения, доброжелательность, привычка находить интересную,
увлекающую его деятельность (занятия любимым делом, игры, просмотр книги,
альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и
организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий