«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)
«Игра - школа морали в действии» (А.Н.
Леонтьев)
Дошкольный возраст – замечательный период
в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что –
то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной
активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все
психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие
ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей
деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его
будущего становления. Игра – школа общения. Главным условием возникновения
ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок
примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие
каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней
потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер
воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут
быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения
труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности,
грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и
терпимости.
Основной мотив игры – действовать как
взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы
взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом,
эталоном, «мерой всех вещей».
Учите детей играть! Как часто родители
слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста! ». И какую радость он
испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и
забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или
клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также,
внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль,
просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит
действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления
игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир
взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты? ». Если
ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит, он принял роль.
Если ребёнок овладеет способами ролевого
поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную
деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в
разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого.
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием,
поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте
игру, придавая ей положительное содержание.
Игра доставляет ребёнку много
положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте
его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Игра для ребёнка – это не только
удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает
жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой
игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в
семье или в группе сверстников.
С помощью игры можно развивать память,
внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для
успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.
Когда дети играют дома – родителям
приятно. Но что такое детская игра? Для чего она? Некоторые родители считают,
что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают. Давайте
разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается, игра – основной, ведущий вид
деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют
три вида деятельности: 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до
трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно
сюжетно – ролевая. Почему ведущий? Потому что развивают все психические
процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша -
это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни
голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом появляется на столе, в
шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в
жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему, пусть «понарошку». А что в это
поиграть? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал
корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто
мамой, папой. А много и не надо, возьми предметы пусть маленькие, упрощённые и
пользуйся, дерись с пиратами, защищай родину от врагов. И ребёнок играет. Уже
на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется, простое подражание, но
какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как
ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует
заменители предметов. Но вы рядом. Он играет, но косвенно обращается к вам, ему
нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры, нет. С трёх до
пяти лет игра становится сложнее. Дети хотят принять участие в настоящей жизни.
Играют вместе, берут роли, братья, сёстры объединяются. И в играх появляется
всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже
не только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист,
бэтман - человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на
голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но
он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы: сколько времени
должен играть ребёнок, стоит ли отвлекать другим занятием? Ответ: Надо
дать ребёнку возможность играть. Если он не наиграется в детстве, то не будет
успеха в серьёзной деятельности. Ребёнок развивается в игре – учится обобщать,
анализировать то, что нужно, развивается фантазия, способность концентрировать
внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.
Если ребёнок хорошо играет – значит, он
учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А
значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра –
серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш
спокойно и подолгу играет – значит, ребёнок развивается правильно!
«Почему
ребенку нужна игра»
(советы родителям)
В играх у детей развивается личность во
всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной
и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать
те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать
положительные черты характера. А вот какие именно навыки получат дети в игре,
об этом мы и расскажем.
В играх со шнурованием улучшаются
глазомер, внимание, усидчивость, укрепляются пальцы и вся кисть руки (мелкая
моторика). Это наилучший способ подготовить руку к письму.
Подвижные игры развивают силу,
выносливость, ловкость, улучшают осанку.
Сейчас в магазинах большой выбор
настольных игр. Не обходите их вниманием! Они способствуют развитию
сообразительности, внимания. Учат быстро ориентироваться в форме, цвете,
величине. Помогают усвоить грамоту и счет.
Командные игры учат ребенка сотрудничать,
отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации (пусть порой и с
помощью взрослых).
В ролевых играх малыши привыкают
справляться со своими эмоциями. Радоваться и показывать свое счастье на людях,
скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев,
зависть, тревогу и беспокойство.
Игры в прыгающих зайчиков и крякающих уток
воспитывают чувство юмора у детей.
Пальчиковые игры стимулируют развитие
речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают
стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.
Играя в конструкторы, строительный
материал и различные технические игрушки (подзорные трубы, игрушечные
фотоаппараты, калейдоскопы), у ребенка развивается изобретательность,
проявляются конструкторские способности и интерес к строительству и технике.
Театральные игры обогащают детское
художественное восприятие.
Интерактивные игры (дочки – матери) учат
ребенка взаимопомощи и взаимодействию с другими людьми, знакомит со взрослым
миром на детском языке.
В наше время родители все чаще
воспринимают детские игры как бесполезное занятие и развлечение, пустую трату
времени. Многие готовят своих детей для жизни в мире, основанном на выживании и
конкуренции, где успех и карьера зависят лишь от интеллектуальных способностей.
Меняют любимые игры своих малышей на серьезные занятия – письмо, счет, чтение и
раннее обучение языкам. Но игра по-прежнему нужна ребенку не меньше чем воздух,
вода, еда.
В играх у детей развивается личность во
всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой,
двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых
сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире,
воспитать положительные черты характера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий