воскресенье, 9 октября 2022 г.

Подвижная игра как средство двигательного и познавательного развития (консультация)

 

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. 
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая усталости.
 
Кроме того, подвижные игры, обеспечивая подвижность такого ребенка, значительно повышают качество его запоминания. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяются в игре. Если ребенок невнимателен к тому, что требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Поэтому игра, в том числе и подвижная игра, является самым простым и доступным средством развития личности ребенка: это касается всех детей дошкольного возраста – как нормально развивающихся, так и имеющих нарушения в развитии. Это давно поняли наши предки.
 
Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говориться о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища. В течение долгого времени такие игры как наследство передавались от поколения к поколению, сохраняя неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Действительно, сегодня уже никто не сомневается, что народная подвижная игра и связанные с нею традиции игрового фольклора – это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А.В. Луначарского трудно что-либо добавить. 
Поэтому главная забота педагога заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали им ощущать, воспринимать и творчески, отображать мир в своей игровой деятельности, учить ребенка всматриваться в жизнь, развивать интеллектуальные, нравственные и физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и другие).
 
Перед педагогами поставлены следующие педагогические задачи.

1. Создать систему подвижных игр для развития произвольной памяти.
 
2. Использовать подвижные игры в разных формах работы с детьми:
 
• на занятиях;
 
• на прогулке;
 
• на вечерах развлечений;
 
• в самостоятельной игровой деятельности;
 
• во время пауз между занятиями.
 

Игры проводятся на занятиях физкультурой, вечерах досуга. Кроме того, мы используем игру как самостоятельную форму в группе в перерывах между занятиями, в свободное время, на прогулке.
 
Чтобы игры для детей были более привлекательными, мы используем различные пособия, атрибуты (шапочки, маски, ленточки). Обращаем внимание на эмоциональное состояние детей, как во время игры, так и после неё. Стимулируем интерес детей закличками, считалками, которые  разучили с детьми. Разучивание рифмованного текста в сопровождении с движениями влияет на повышение эффективности запоминания ребёнка-дошкольника. Дети используют различные считалки (короткие, длинные), редко повторяются. При этом  введение  соревновательных ситуаций, тесно связанных с использованием приемов запоминания ритмизованного текста и движений влияет на повышение мотивации детей к организации самостоятельной двигательной активности. В своих наблюдениях я отметили, что дети в игровой деятельности и на прогулке стали чаще использовать разученные считалки, дразнилки, заклички. Уже на данном этапе работы я  видела, что игра стимулировала интерес детей и тем самым повлияла на развитие памяти.
 
На следующем этапе работы особое внимание  надо обращать на то, чтобы дети запомнили правила, были сосредоточены – добивались того, чтобы ребята приняли правила игры, осознали их, удерживали полученную информацию как во время игры, так и спустя после нее.
 

 Подвижная игра является простым и эффективным средством, влияющим на развитие памяти и её объём при определённых условиях, а именно:
 
1. При правильном подборе и систематизации игр.
 
2. При чёткой организации игровой деятельности в разнообразных формах в течение всего дня.
 

4. Заинтересованности всех сотрудников, родителей и детей в использовании подвижных игр.
 
5. При достаточной оснащённости игровой и двигательной активности и деятельности.
 
Таким образом  систематическая и целенаправленная работа по подбору и использованию подвижных игр влияет на развитие памяти детей дошкольного возраста.
 
А самое главное надо проводить работу по развитию произвольной памяти детей с помощью подвижных игр и игрового фольклора на протяжении всего дошкольного возраста. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. Немалую роль играют народные игры, так как они позволяют развивать речь детей в доступной и интересной для них форме и дает отличные результаты. Использование народных игр, песенок,
потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в роботу. Целенаправленное и систематическое использование игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путем проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить. Подвижные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий