Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором
жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из
основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его
нормального формирования и развития.
Активная двигательная деятельность игрового
характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические
процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию
приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные
условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут
выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая
усталости.
Кроме того, подвижные игры, обеспечивая
подвижность такого ребенка, значительно повышают качество его запоминания.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное
движение – раньше и легче всего выделяются в игре. Если ребенок невнимателен к
тому, что требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий
игры, то он просто изгоняется сверстниками. Поэтому игра, в том числе и
подвижная игра, является самым простым и доступным средством развития личности
ребенка: это касается всех детей дошкольного возраста – как нормально
развивающихся, так и имеющих нарушения в развитии. Это давно поняли наши
предки.
Еще в Лаврентьевской летописи, в которой
говориться о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах),
упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища. В
течение долгого времени такие игры как наследство передавались от поколения к
поколению, сохраняя неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с
настоящим и будущим. Действительно, сегодня уже никто не сомневается, что
народная подвижная игра и связанные с нею традиции игрового фольклора – это
наша историческая память. «Игра в значительной степени
является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А.В. Луначарского
трудно что-либо добавить.
Поэтому главная забота педагога
заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к
получению удовольствия, а помогали им ощущать, воспринимать и творчески,
отображать мир в своей игровой деятельности, учить ребенка всматриваться в
жизнь, развивать интеллектуальные, нравственные и физические качества
(ловкость, быстроту, выносливость и другие).
Перед педагогами поставлены следующие
педагогические задачи.
1. Создать систему подвижных игр для развития произвольной
памяти.
2. Использовать подвижные игры в разных формах
работы с детьми:
• на занятиях;
• на прогулке;
• на вечерах развлечений;
• в самостоятельной игровой деятельности;
• во время пауз между занятиями.
Игры проводятся на занятиях физкультурой,
вечерах досуга. Кроме того, мы используем игру как самостоятельную форму в
группе в перерывах между занятиями, в свободное время, на прогулке.
Чтобы игры для детей были более привлекательными,
мы используем различные пособия, атрибуты (шапочки, маски, ленточки). Обращаем внимание
на эмоциональное состояние детей, как во время игры, так и после неё.
Стимулируем интерес детей закличками, считалками, которые разучили с детьми. Разучивание рифмованного
текста в сопровождении с движениями влияет на повышение эффективности
запоминания ребёнка-дошкольника. Дети используют различные считалки (короткие,
длинные), редко повторяются. При этом
введение соревновательных
ситуаций, тесно связанных с использованием приемов запоминания ритмизованного
текста и движений влияет на повышение мотивации детей к организации
самостоятельной двигательной активности. В своих наблюдениях я отметили, что
дети в игровой деятельности и на прогулке стали чаще использовать разученные
считалки, дразнилки, заклички. Уже на данном этапе работы я видела, что игра стимулировала интерес детей
и тем самым повлияла на развитие памяти.
На следующем этапе работы особое внимание надо обращать на то, чтобы дети запомнили
правила, были сосредоточены – добивались того, чтобы ребята приняли правила
игры, осознали их, удерживали полученную информацию как во время игры, так и
спустя после нее.
Подвижная
игра является простым и эффективным средством, влияющим на развитие памяти и её
объём при определённых условиях, а именно:
1. При правильном подборе и систематизации игр.
2. При чёткой организации игровой деятельности в
разнообразных формах в течение всего дня.
4. Заинтересованности всех сотрудников,
родителей и детей в использовании подвижных игр.
5. При достаточной оснащённости игровой и
двигательной активности и деятельности.
Таким образом систематическая и целенаправленная работа по
подбору и использованию подвижных игр влияет на развитие памяти детей
дошкольного возраста.
А самое главное надо проводить работу по
развитию произвольной памяти детей с помощью подвижных игр и игрового фольклора
на протяжении всего дошкольного возраста. Речь в жизни человека – это
наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь
была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт,
регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. Немалую
роль играют народные игры, так как они позволяют развивать речь детей в
доступной и интересной для них форме и дает отличные результаты. Использование
народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми
доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами
способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи,
улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью
развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с
формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами
выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в роботу.
Целенаправленное и систематическое использование игр в детском саду позволяет
заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего его
успешность общего развития в дошкольный период детства. Подвижные игры
сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только
развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с
текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный
запас, обогащают речь детей. Путем проговаривания вместе с педагогом словесного
сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить. Подвижные игры
таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной
активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, для развития речевых
навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий